Образовательная программа среднего (полного) общего образования

 

Пояснительная записка

 

Целями основной образовательной программы среднего (полного) общего  образования являются:

 

·         выстраивание образовательного пространства, адекватного старшему школьному возрасту через  создание условий для социального и образовательного самоопределения старшеклассника; для получения школьниками качественного современного образования, позволяющего выпускнику занимать осмысленную, активную и деятельную жизненную позицию, поступить и успешно обучаться  в выбранном вузе;

·         создание условий для получения полного общего среднего образования в соответствии с государственными образовательными стандартами;

·         индивидуализация и социализация образования;

·         осуществление компетентностного подхода в образовании; 

·         реализация дифференцированного и личностно-ориентированного образовательного процесса;

·         формирование ответственности, самостоятельности, умения планировать, освоение проектного подхода к решению проблем;

·         предоставление  равных  возможностей  для  получения  образования  и  достижения  допрофессионального методологического уровня компетентности;

·         создание условий для развития интересов, склонностей и способностей учащихся.

 

Характеристика  юношеского возраста и виды  деятельности старших  школьников

Юношеский возраст в современной культуре не имеет цельного, глубокого, сущностного описания по ряду причин. Во-первых, юношеское становление более зависимо от экономической и политической ситуации (в отличие от предыдущих возрастов). Во-вторых, культурно-исторически юношеский возраст, как и подростковый,  не получил еще четкого оформления и  является неким «коридором» между детством и взрослой жизнью. И, в-третьих, социальные задачи, которые человек реализует в этом возрасте, меняются практически каждое десятилетие.

Тем не менее, сегодня уже можно говорить о принципиальной культурной специфике юношеского возраста. В целом эта специфика связана с базовым возрастным процессом – поиском  идентичности на мировоззренческом уровне. Таким образом, ведущей деятельностью данного периода жизни человека является самоопределение как практика становления, связанная с конструированием возможных образов будущего, проектированием и планированием в нем своей индивидуальной траектории (своего пути).

Процессы самоопределения реализуются через осуществление набора проб и приобретение  опыта подготовки к принятию решений о мере, содержании и способе своего участия в образовательных и социальных практиках, которые могут выражаться в разных формах. В качестве таких форм для юношества выступают:

 

·         внутренний мир и самопознание;

·         любовь и семья;

·         ценности и товарищество;

·         интересы и профессия;

·         мораль и общественная позиция.

 

Сценарный характер активности отличает юношу от подростка. Для современного юноши сценарии  образовательных событий, проектов носят характер задуманного пробного действия. Тем не менее, нельзя напрямую  связывать сценарный характер юношеского действия с якобы предрасположенностью к проектированию – для данного возраста важен, прежде всего, «проект себя самого» – своих настоящих и будущих возможностей. Принято выделять три периода в становлении юношеского возраста. Первый период связан с постановкой жизненных целей, второй – с определением условий дальнейшего развития человека, а третий – с определением ресурсов для достижения задуманных целей. Старший школьный возраст главным образом связан с задачами первого периода юношеского возраста.

Важнейшей спецификой юношеского возраста является его активная включенность в существующие проблемы современности. Юношеские практики становления всегда по-настоящему рискованны – находятся на острие проблем.

Становление юноши это попытка обретения практического мышления. Поэтому единицей организации содержания образования в старшей школе должна стать «проблема» и проблемная организация учебного материала, предполагающая преодоление задачно-целевой организации учебной деятельности и выход в следующий управляющий контур – в пространство «смыслов», «горизонтов», «возможностей».

Так построение юношеского образования требует и иных педагогических позиций. Взрослый в таком типе образования сам должен быть носителем определенной темы и проекта, иначе он теряет значение для молодых людей.

Виды деятельности старших школьников.

Учебно-образовательная деятельность в стартовых формах университетского образования (лекции, семинары, тренинги, практикумы и т.п.).

Индивидуальная  учебная  деятельность, обучение в заочных  школах, дистанционное обучение и т.д.

Проектно-исследовательская деятельность.

Деятельность по формированию своего профессионального, личностного и гражданского самоопределения.

 

Задачи, решаемые старшими школьниками разными видами  деятельности:

 

·         Освоить стартовые формы университетского образования и связанные с этим способы личностной организации.

·         Выработать приемы и методы организации индивидуальной учебной деятельности. Овладеть приемами систематизации, типологизации и классификации знаний.

·         Выделить сферу своих интересов в связи с современными экономическими, политическими, социальными  и научными проблемами. Освоить поисковые  формы  организации деятельности.

·         Овладеть стартовыми методиками организации коллектива.

·         Сформировать стартовые представления  о сфере своих профессиональных интересов,  оформить социальные амбиции, овладеть методами личностной организации.

 

Задачи, решаемые педагогами, реализующими образовательную программу среднего (полного) общего  образования.

 

1.      Реализовать  образовательную программу в организационно-учебных  базовых элементах и формах высшего образования (лекции, семинары, модульные формы, зачетная система).

 

2.      Подготовить учащихся к осуществлению процессов самостоятельного знаниевого конструирования (целостное видение предмета, системная организация предмета, понятийные взаимосвязи и тематические обусловленности, иерархия знаний).

 

3.      Сформировать у учащихся методы и приемы по исследованию проблем.

 

4.      Организовать систему проектно-аналитических событий, в ходе которых  оформляется социальная, гражданская и профессиональная позиция учащихся. 

 

Ожидаемый результат программы

 

Компетентностный подход, реализуемый в образовательном процессе в средней школе, позволяет ожидать следующие образовательные результаты:

 

·         достижение стандарта среднего (полного) общего образования на уровне компетентности (общеобразовательный уровень образованности в избранной области знаний, включающий методологическую и допрофессиональную компетентность в совокупности с общекультурным развитием и социальной зрелостью выпускника);

·         овладение учащимися научной картиной мира, включающей понятия, законы и закономерности, явления и научные факты;

·         овладение учащимися надпредметными знаниями и умениями, необходимыми для поисковой, творческой,

·         организационной и практической деятельности;

·         достаточно высокого уровня умения действовать ответственно и самостоятельно;

·         готовности к образовательному и профессиональному самоопределению;

·         способности оценивать свою деятельность относительно разнообразных требований, в том числе проводить ее адекватную самооценку;

·         освоения видов, форм и различных ресурсов учебно-образовательной деятельности, адекватных планам на будущее;     

·         освоения способов разнообразной продуктивной коммуникации;

·         понимание особенностей выбранной профессии;

·         достижение такого уровня образованности в общеобразовательных предметных областях знания, который позволит учащимся успешно сдать вступительные экзамены в ВУЗы данного профиля и успешно продолжать в них обучение;

·         сформированность основных ключевых компетенций и получение социально-значимых достижений в творческой деятельности, способствующих развитию качеств личности, необходимых человеку для успешной самореализации.

 

Поскольку форма и содержание образовательного процесса направлены на достижение этих результатов, можно надеяться, что выпускник средней школы будет конкурентоспособен, его образовательная подготовка будет отвечать требованиям современного общества и рынка труда, что он сможет найти свое место в жизни.

Программы отдельных учебных предметов.  10-11 классы.

Среднее (полное) общее образование – завершающая ступень общего образования, призванная обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся, содействовать их общественному и гражданскому самоопределению.                                                                               Эти функции предопределяют  направленность  целей на формирование социально грамотной и социально мобильной личности, осознающей свои гражданские права и обязанности, ясно представляющей свои возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.

По всем учебным предметам обучение ведётся по программам базового уровня.

Русский язык. Обучение ведётся по учебным пособиям и программам следующих

авторов: Власенков А.И. и др.,Рыбченкова Л.М. и др.Помимо привития навыков грамотной устной и письменной речи, подготовки к экзаменам (и прочих стандартных целей), перед учебным курсом ставятся задачи формирования теоретической и методологической базы изучения родного языка, которая способствует пониманию особенностей изучения языка вообще и ориентирует учащихся на профессиональный выбор в области филологии.

Литература.Данная программа предусматривает как формирование умений аналитического характера, так и умений, связанных с развитием воссоздающего воображения и творческой деятельностью самого ученика. Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса.Преподавание литературы ведется по традиционным программам Т.Ф.Курдюмовойи учебникам Т.Ф.Курдюмовой, Е.Н.Колокольцева, Н.А.Демидовой (10 класс) и учебников под редакциейВ.А. Чалмаева и С.А. Зинина (11 класс).

Английский язык.

Данный курс изучения английского языка направлен на приведение содержания образования в соответствие с возрастными особенностями подросткового периода, когда ребенок устремлен к реальной практической деятельности, познанию мира, самопознанию и самоопределению. Курс ориентирован не только на знаниевый, но и в первую очередь на деятельностный компонент образования, что позволяет повысить мотивацию обучения, в наибольшей степени реализовывать способности, возможности, потребности и интересы ребенка.Обучение ведется по учебным программам и пособиямВ.П. Кузовлева.

Математика.При изучении курса математики на базовом уровне продолжаются и получают развитие содержательные линии: «Алгебра», «Функции», «Уравнения и неравенства», «Геометрия», «Элементы комбинаторики, теории вероятностей, статистики и логики», вводится линия «Начала математического анализа». Обучение ведется по учебникам Атанасян Л.С., Колмогоров А.Н. и др.

Информатика и ИКТ.Основная задача базового уровня старшей школы состоит в изучении общих закономерностей функционирования, создания и применения информационных систем, преимущественно автоматизированных. Преподавание курса ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекса Угринович Н.Д.

История.Основные содержательные линии исторического образования  на ступени среднего (полного) общего образования реализуются в рамках двух модулей – «История России» и «Всеобщая история». Изучение каждого из этих куров основывается на проблемно – хронологическом подходе с приоритетом учебного материала, связанного с воспитательными и развивающими задачами.

Обучение ведётся в 10 классе по программам и учебным пособиям Данилова А.А., Косулиной Л.Г., Брандт М.Ю.(Россия и мир), в 11 классе по программам и учебным пособиям А.А. Левандовского, Ю.А. Щетинова, С.В. Мироненко и Загладина Н.В.

Обществознание (включая экономику и право).Содержание среднего (полного) общего образования на базовом уровне по «Обществознанию» представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, экономическая сфера, социальные отношения, политика, духовно-нравственная сфера, право. Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты.

Обучение ведётся по программе и учебному пособию Л.Н.Боголюбова и др. Курс сохраняет все цели и задачи, предусмотренные стандартами.

География.

    Курс «Экономическая и социальная география  мира»  завершает формирование у учащихся представлений о географической картине мира, которые опираются на понимание географических взаимосвязей общества и природы, воспроизводства и размещения населения, мирового хозяйства и географического разделения труда, раскрытие географических аспектов глобальных и региональных явлений и процессов, разных территорий.

Обучение ведётся по программе и учебным пособиям  Максаковского В.П.

Физика.

          Особенностью предмета физики в учебном плане школы является тот факт, что овладение основными физическими понятиями и законами на базовом уровне стало необходимым практически каждому человеку в современной жизни.Обучение ведется по программе и учебным пособиям Г.Я. Мякишева.

Химия.

    Предлагаемый курс химии базируется на знаниях, полученных учащимися в основной общеобразовательной школе. Он не выходит за рамки обязательного минимума образования и рассчитан на два часа в неделю. В результате освоения данного курса учащиеся получат необходимые знания об окружающих веществах и их превращениях, а также о химии важнейших природных и промышленных процессов.Обучение ведется по программе и учебным пособиям Габриелян О.С. 

Биология. Курс биологии на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлен на формирование у учащихся знаний о живой природе, её отличительных признаках-уровней организации и эволюции. Обучение ведётся по программе и учебным пособиям Каменского А.А.,Криксунова Е.А., Пасечника В.В.

Мировая художественная культура. Цель курса: на основе соотнесения ценностей зарубежного и русского художественного творчества сформировать у учащихся целостное представление о роли, месте,  значении русской художественной культуры в контексте  мирового культурного процесса; систематизировать знания о культуре и искусстве, полученные в образовательных учреждениях, реализующих программы начального и основного общего образования на уроках изобразительного искусства, музыки, литературы и истории.Рабочая программа составлена на основании программы Рапацкой Л.А. «Мировая художественная культура».

Технология. Обучение строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использование материалов, информации, объектов природной и социальной среды.

Физическая культура.

    Цель курса: содействие всестороннему гармоничному развитию личности.        Преподавание ведётся по программе Ляха В.И.

Основы безопасности жизнедеятельности.

      Курс систематизирует знания в области безопасности жизнедеятельности, полученные учащимися в основной общеобразовательной школе, и способствует формированию у них цельного представления в области безопасности жизнедеятельности личности, общества, государства. Обучение ведётся по учебным пособиям В.Н.Латчук, В.В.Маркова.

Формы организации учебного процесса и педагогические технологии.

 

Основной формой организации обучения является классно-урочная с элементами лекционно-семинарских и курсовых занятий.

 

Общей особенностью используемых технологий обучения является ориентация на развитие:

 

·         самостоятельности мышления;

·         исследовательских умений в практико-ориентированной деятельности;

·         умения аргументировать свою позицию;

·         умения публично представлять результаты самостоятельно выполненных творческих работ;

·         потребности в самообразовании.

 

Образовательный процесс на 3 ступени обучения строится на основе принципов личностно-ориентированного подхода. Усилия педагогического коллектива направлены на реализацию индивидуальных образовательных потребностей учащихся и их права выбора уровня освоения образовательной программы. В качестве ведущих технологий используются традиционные и инновационные. Применение традиционных технологий в сочетании с инновационными технологиями позволяет повысить результативность обучения.

 

Технологии на информационно-интегративной основе

 

Учебные технологии, ориентированные на интеграцию содержания, способов деятельности в обучении (интегрированные, бинарные), способствуют возникновению в сознании учащихся целостной системы знаний о природе и обществе.

 

Информационно-коммуникационные технологии

 

 

Технологии, основанные на использовании в учебном процессе ПК для мониторинга и диагностики, реализации индивидуального обучения, мультимедийного моделирования, проектирования.

 

Здоровьесберегающие  технологии

 

 

Технологии, направленные на сохранение и укрепление здоровья обучающихся и их психическую поддержку.

 

 

Технологии проблемного обучения

 

 

Широко используемая в образовательном процессе школы технология ориентирована на освоение способов самостоятельной деятельности при решении проблемных ситуаций, развитие познавательных и творческих способностей учащихся. На основе этой технологии создается система вариативных форм самостоятельной исследовательской работы, проводимой в учебное и внеучебное время.

 

Технологии уровневой дифференциации и дифференциации по интересам

 

 

Технология используется на всех ступенях обучения и способствует повышению уровня мотивации обучения и познавательного интереса. Образовательное пространство школы дает учащимся возможность выбора и проявления своей индивидуальности, предоставляет необходимые условия для развития творческих способностей. Эта технология реализуется через  работу клубов и кружковую работу и направлена на углубление содержания образования.

Технология модульного обучения

 

 

Технология направлена в большей степени на самостоятельное изучение материала, на развитие индивидуальной работы.

 

Технология – метод проектов

 

Технология развивает у обучающихся проектную деятельность.

 

Технологии коллективного способа обучения

 

 

Технология используется на всех ступенях обучения по некоторым предметам. Данная технология часто сочетается с интеграцией содержания образования.

Технология развития «критического мышления»

 

 

Технология, пробуждающая мышление высокого порядка (синтез, анализ, творчество, решение проблем), направлена на развитие высокого уровня рефлексии.

 

Технология педагогики сотрудничества

 

 

Технология основана на личностно-ориентированном подходе в обучении и способствует развитию коммуникативных умений в отношениях «учитель-ученик», формированию общечеловеческих ценностей (человек, личность, доброта, забота, достоинство, труд, коллектив, совесть, гражданственность).

 

 

В образовательном процессе 3 ступени используются технологии, способствующие образовательному и профессиональному самоопределению, повышению уровня ключевых компетентностей учащихся и подготовке к продолжению образования, освоению ресурсов, адекватных планам на будущее:

 

·         полные циклы проектной деятельности в образовательной сфере;

·         формы обучения, используемые в вузе:  лекции, семинары, лабораторные практикумы и т.п.

·         исследовательская деятельность учащихся и презентация полученных результатов;

·         самостоятельная образовательная деятельность учащихся, как планируемая учителем, так и планируемая самим учащимся;

·         блочно-модульная система обучения;

·         групповые и индивидуальные формы образовательной деятельности;

·         повышение уровня организационной и коммуникативной компетентности путем участия в организации научно-практической конференции, самоуправлении.

 

Общей чертой используемых в школе технологий обучения является ориентация на развитие:

·         самостоятельности и креативности мышления;

·         исследовательских умений в теоретической и научно-практической деятельности;

·         коммуникативной культуры, т.е. умений участвовать в коллективном поиске, аргументировать свою позицию, публично представлять результаты творческих работ;

·         умений рефлексии и саморефлексии, волевых качеств; 

·         потребности в непрерывном образовании.

 

Формы контроля и учета достижений

 

Основные формы аттестации достижений учащихся:

 

·         текущая успеваемость;

·         контрольные и диагностические работы по предметам учебного плана;

·         срезовые работы после изученной темы;

·         тесты;

·         зачеты; 

·         рефераты, творческие работы, доклады учащихся на конференциях, выставках.

 

Аттестация по итогам полугодия, по итогам учебного года.

 

Все формы промежуточной аттестации личностных достижений учащихся, характеризующих их успехи в учебной и внеучебной (исследовательской, трудовой, общественной) деятельности. Текущая, промежуточная и итоговая аттестация обучающихся производится по 5-ти балльной системе. Академическая неуспеваемость фиксируется при наличии неудовлетворительной годовой оценки по одному из предметов основного учебного плана.

 

Учет достижений учащихся во внеучебной деятельности:

 

награждение дипломами, грамотами по результатам творческой и научной деятельности, результатам спортивных достижений и общественной активности;

церемонии награждения по итогам учебного года.

 

 

Модель выпускника.

 

Обучающиеся, получившие среднее(полное) общее образование, это  выпускники:

 

·         освоившие на уровне требований государственных образовательных   стандартов общеобразовательные программы по всем предметам   школьного учебного плана;

·         освоившие содержание выбранного профиля обучения на уровне,   обеспечивающем поступление и успешное обучение в учреждениях  высшего профессионального образования; 

·         умеющие быстро "встраиваться" в систему социально-экономических   отношений социального взаимодействия и умения саморегуляции   учащихся в учебной деятельности (уровня общекультурной    компетентности.)

·         владеющие культурой интеллектуальной деятельности;

·         знающие свои гражданские права и умеющие их реализовать;

·         умеющие осмысленно и ответственно осуществлять выбор собственных    действий и деятельности, контролировать и анализировать их.

·         способные к самообразованию, 

·         осознанно ведущие здоровый образ жизни;

·         имеющие сформированную гражданскую позицию,

·         имеющие  устойчивые представления о духовности и нравственности в    рамках понятий добро — зло, свобода — ответственность,   самопожертвование— эгоизм, совесть и долг, правда и ложь; и с точки   зрения указанных понятий умеющий давать нравственную оценку    поступкам и делам;

·         способные занимать активную нравственную позицию и    стремящийся к духовно-нравственному совершенствованию.

 

 

Ведущие общеучебные умения, сформированные в процессе освоения образовательной программы.

 

Познавательная деятельность:

 

·         умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

·         использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа;

·         исследование несложных реальных связей и зависимостей;

·         определение сущностных характеристик изучаемого объекта;

·         самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов;

·         участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы: выдвижение гипотез, осуществление их проверки, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос:«Что произойдет, если…»);

·         самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;

·         формулирование полученных результатов;

·         создание собственных произведений, идеальных и реальных моделей объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий, реализация оригинального замысла, использование разнообразных (в том числе художественных) средств, умение импровизировать.

 

Информационно-коммуникативная деятельность:

 

·         поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа;

·         извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.), отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);

·         перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;

·         умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного);

·         объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах;

·         выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

·         свободная работа с текстами художественного, публицистического и официально-делового стилей, понимание их специфики;

·         адекватное восприятие языка средств массовой информации; владение навыками редактирования текста, создания собственного текста;

·         использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;

·         владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).

 

 

Рефлексивная деятельность:

 

·         понимание ценности образования как средства развития культуры личности;

·         объективное оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности;

·         учет мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке;

·         умение соотносить приложенные усилия с полученными результатами своей деятельности;

·         владение навыками организации и участия в коллективной деятельности: постановка общей цели и определение средств ее достижения, конструктивное восприятие иных мнений и идей, учет индивидуальности партнеров по деятельности, объективное определение своего вклада в общий результат;

·         оценивание и корректировка своего поведения в окружающей среде, выполнение в практической деятельности и в повседневной жизни экологических требований;

·         осознание своей национальной, социальной, конфессиональной принадлежности;

·         определение собственного отношения к явлениям современной жизни;

·         умение отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои мировоззренческие взгляды;

·         осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

 
Голосование
Вы удовлетворены работой школы?
 
Вход на сайт



Телефоны "горячей линии": 8(473) 260-67-22 Департамент образования, науки и молодежной политики ВО, 6-25-43, 6-25-88, 6-16-00 Отдел по образованию БГО, 6-22-00 телефон доверия, 6-01-49 телефон дежурной части , 6-23-23 телефон Борисоглебской межрайонной прокуратуры, 6-30-11 отдел МВД России по г. Борисоглебску, 6-09-75 отдел ФСБ по г. Борисоглебску.
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Карта сайта