Общеобразовательная программа основного общего образования.

Пояснительная записка

Целевое назначение образовательной программы основного общего образования:

·         реализация в полном объёме конституционных прав детей на образование;

·         обеспечение образовательного процесса, предусмотренного Базисным учебным планом ОУ РФ;

·         создание условий для освоения учащимися обязательного минимума содержания образования данного уровня;               

·         сохранение и поддержка индивидуальности ребенка;

·         сохранение и поддержка физического и психического развития детей;

·         создание условий для адаптации учащихся к особенностям основной школы;

·         предоставление возможности учащимся определиться в своих склонностях и интересах  учебной деятельности;

·         формирование познавательных способностей (умение рассуждать,  анализировать,  обобщать);

·         создание условий для формирования учебной самостоятельности и ответственности;

·         развитие у  учащихся познавательного интереса и творческих способностей;

·         развитие коммуникативных навыков общения со сверстниками;

·         развитие творческих способностей детей (воображения, фантазии, ассоциативного мышления, образного восприятия окружающего мира);

·         воспитание гуманной, творческой личности, бережно и ответственно относящейся к себе, окружающему миру людей и миру природы;

Ведущие задачи:

·         создание условий для становления отношения ребенка к миру и к себе, своим потребностям, стремлениям, желаниям, развитие разных возможностей мировосприятия;

·         поддержка инициативности, самостоятельности, навыков сотрудничества учащихся в разных видах деятельности.

Характеристика  подросткового возраста и виды деятельности  подростка

Подростковый возраст в человеческой культуре не является еще окончательно оформившимся. Имеет место очевидный  «зазор» между младшими школьниками, усердно постигающими основы знаний, и юношами, входящими в избранную профессию, однако особая культурная форма проживания отрочества пока что отсутствует, и  школьная жизнь современных подростков продолжается в большинстве случаев не только в стенах тех же образовательных учреждений, где обучаются младшие школьники, но и в сходных формах.

Однако отношения подростка  к миру принципиально иные. Подросток начинает проявлять взрослость, то есть готовность к взрослой жизни, выражающуюся в возросшей самостоятельности и ответственности. Этому возрасту свойственно субъективное переживание, чувство взрослости: потребность равноправия, уважения и самостоятельности, требование серьезного, доверительного отношения со стороны взрослых. Пренебрежение этими требованиями, неудовлетворение этой потребности обостряет негативные черты кризисного периода. Очень важно, что в круг значимых людей для подростка входят преимущественно его сверстники, самоопределяющиеся и рискующие вместе с ним.

Уже в начале подросткового возраста общение со сверстниками  определяется как самостоятельная сфера жизни, критически осмысляются нормы этого общения. Подросток выделяет эталон взрослости (взрослых отношений) и смотрит на себя через этот эталон.

Появляется интерес к собственной личности; установка на обширные пространственные и временные масштабы, которые становятся важнее текущих, сегодняшних; появляется стремление к неизвестному, рискованному, к приключениям, героизму, испытанию себя; появляется сопротивление, стремление к волевым усилиям, перерастающее иногда в свои негативные варианты. Все эти особенности характеризуют активность подростка, направленную на построение образа себя в мире. Подросток пробует активно взаимодействовать, экспериментировать с миром социальных отношений (социальное экспериментирование).  Потребность определиться в мире отношений влечет подростка к участию в новых видах деятельности.

Замыслы младшего подростка первоначально нечетки, расплывчаты, масштабны и некритичны. Пробуя осуществить их, он сталкивается с несоответствием своих представлений о себе и мире реальному положению дел. В этом конфликте подросток постепенно начинает осознавать границы собственной взрослости, которые задаются степенью самостоятельности и ответственности.

Возникает новое отношение к учению – стремление к самообразованию, тенденция к самостоятельности в учении:   стремление ставить цели и планировать ход учебной работы, потребность в оценке своих достижений. Строя учебную деятельность подростков,   она не адресуется  к деятельности, ведущей за собой развитие. Подростковая школа – это деятельностный ансамбль, в котором у учебной деятельности есть своя сольная партия: развитие комплекса способностей и компетентностей, по-житейски называемых «умение и желание учиться».

Овладев формами учебной деятельности в младшем школьном возрасте, подросток стремится получить признание других людей, внутреннюю уверенность в своих умениях, жаждет личностного проявления и признания этого проявления сверстниками и взрослыми. К учебной деятельности подросток предъявляет новые требования: она должна обеспечить условия для его самооценки и самораскрытия, должна быть значимой для уважаемых подростком людей, для общества. В отличие от младшего школьника  для подростков становится принципиальной их личная склонность к изучению того или иного предмета, знание цели изучения предмета, возможность применения результатов обучения в решении практических задач. Подростков не удовлетворяет роль пассивных слушателей, им неинтересно записывать готовые решения. Они ждут новых форм обучения, в которых были бы реализованы их активность, деятельный характер мышления, тяга к самостоятельности. Чем старше подросток, тем больше он тяготеет к осознанию своих учебных действий, к их планированию и, в конечном счете, к управлению ими.

Этому способствует становящееся понятийное мышление, основы которого закладываются в младшем школьном возрасте.  В подростковом возрасте, благодаря освоению культурных форм общественного сознания (естественные и общественные науки, духовные практики самовыражения)   мышление в понятиях коренным образом преобразует структуру сознания ребенка, оно начинает определять работу памяти, восприятия, воображения, внимания.

Продуктивное завершение подросткового возраста происходит с появлением способности осознанно, инициативно и ответственно строить свое действие в мире, основываясь не только на видении собственного действия безотносительно к возможности его реализации, но с учетом «отношения мира» к своему действию. Поведение человека становится поведением для себя, человек осознает себя как некое единство.

Виды деятельности подростка, связанные с ОУ:

·         Совместно-распределенная учебная деятельность в личностно-ориентированных формах (включающих возможность самостоятельного планирования и целеполагания, возможность проявить свою индивидуальность, выполнять «взрослые» функции – контроля, оценки, дидактической организации материала и пр.).

·         Совместно-распределенная проектная деятельность, ориентированная на получение социально-значимого продукта.

·         Исследовательская деятельность в ее разных формах, в том числе,  осмысленное экспериментирование с природными объектами, социальное экспериментирование, направленное на выстраивание отношений с окружающими людьми, тактики собственного поведения.

·         Деятельность управления системными объектами (техническими объектами, группами людей).

·         Творческая деятельность (художественное, техническое и другое творчество), направленная на самореализацию и самоосознание.

·         Спортивная деятельность, направленная на построение образа себя, самоизменение.

Задачи, решаемые подростками в разных видах деятельности:

·         Научиться самостоятельно планировать учебную работу, свое участие в разных видах совместной деятельности, осуществлять целеполагание в знакомых видах деятельности.

·         Научиться осуществлять контроль и содержательную оценку собственного участия в разных видах деятельности.

·         Освоить разные способы представления результатов своей деятельности.

·         Научиться действовать по собственному замыслу, в соответствии с самостоятельно поставленными целями, находя способы реализации своего замысла.

·         Выстроить адекватное представление о собственном месте в мире, осознать собственные предпочтения и возможности в разных видах деятельности; выстроить собственную картину мира и свою позицию.

·         Научиться адекватно выражать и воспринимать себя: свои мысли, ощущения, переживания, чувства.

·         Научиться эффективно взаимодействовать со сверстниками, взрослыми и младшими детьми, осуществляя разнообразную совместную деятельность с ними

Задачи, решаемые педагогами, реализующими основную образовательную программу основного общего  образования:

Реализовать  образовательную программу основной школы в  разнообразных организационно-учебных  формах (уроки одновозрастные и разновозрастные, занятия, тренинги, проекты, практики, конференции, выездные сессии и пр.), с постепенным расширением  возможностей школьников осуществлять выбор уровня и характера самостоятельной работы. Сфера учения должна стать для подростка местом встречи замыслов  с их реализацией, местом социального экспериментирования, позволяющего ощутить границы собственных возможностей (Эту задачу решает в первую очередь учитель).

Подготовить учащихся к выбору и реализации индивидуальных образовательных траекторий в заданной образовательной программой области  самостоятельности (Эту задачу решает в первую очередь классный руководитель).

Организовать систему социальной жизнедеятельности  и группового проектирования социальных  событий, предоставить подросткам поле для самопрезентации и самовыражения в группах сверстников и разновозрастных группах (Эту задачу решает в первую очередь социальный педагог).

Создать пространство для реализации разнообразных творческих замыслов подростков, проявления инициативных действий. (Эту задачу решают совместно учитель, классный руководитель, социальный педагог).

Планируемые результаты освоения общеобразовательной программы основного общего образования

·         Успешное овладение предметами учебного плана на базовом уровне в соответствии с государственными образовательными стандартами.

·         Выход на начальный    уровень функциональной грамотности,       предполагающий его полное достижение к окончанию основной школы.

·         Освоение учащимися основ системного мышления и развитие мотивации к дальнейшему обучению.

·         Достижение уровня, готовности к осознанному выбору дальнейшего образовательного маршрута: понимание особенностей выбранного ОУ; оценочное соотнесение профессиональных намерений и собственных возможностей, подготовленность в предметной области, необходимой для получения дальнейшего  образования.

·         Достижение такого уровня образованности в предметных областях знания, который позволит учащимся успешно продолжить обучение в средней школе или других учебных заведениях.

·         Овладение учащимися надпредметными знаниями и умениями, необходимыми для творческой и поисковой деятельности.

·         Сформированность основных ключевых компетенций и получение социально-значимых достижений в творческой деятельности, способствующих развитию качеств личности, необходимых человеку для успешной самореализации.

Выпускник основной школы - это ученик:

·         успешно овладевший предметами учебного плана на базовом уровне в соответствии с учебным планом и  государственным образовательным стандартом;

·         достигший уровня учебной  самостоятельности  для   продолжения  образования в  средних классах по общеобразовательным программам;

·         обладающий устойчивой мотивацией к продолжению обучения;                                            

·         умеющий высказывать и отстаивать свою точку зрения; овладевший навыками неконфликтного общения, способностью строить и вести общение в различных ситуациях и с людьми, отличающимися друг от друга по возрасту и другим признакам;

·         с активной гражданской позицией, способный проявлять сильные стороны своей личности в жизнедеятельности класса и школы;

·         способный видеть и понимать гармонию и красоту, знающий выдающихся деятелей и произведений литературы и искусства;

·         знающий и соблюдающий режим занятий физическими упражнениями, способный разработать и реализовать индивидуальную программу физического совершенствования.

Программы отдельных учебных предметов.  5-9 классы.

По всем учебным предметам обучение ведётся по программам базового уровня.

Русский язык.Программа под ред. Н.М. Шанского. Завершённая линия. Соответствует Федеральному компоненту стандарта 2004 года. УМК Богданова Г.А., Костяева Т.А., Угроватова Т.Ю.Учебники Ладыженская Т.А.,Баранов М.Т.Русский язык, 5 класс;  Баранов М.Т. и др. Русский язык,6,7 кл.; БархударовС.Е., Чешко. Русский язык 8 класс; Бархударов С.Е., Крючков Л.Ю. Русский язык 9 класс.

Литература.Программаэтого этапа обучения предусматривает не только фактическое расширение литературного материала, но и более детальное проникновение в текст, в идейно-художественное содержание традиционно изучаемых произведений. Большое внимание уделяется изучению литературоведческих понятий и терминов. Преподавание ведется по традиционным программам и учебникам под редакцией Т.Ф. Курдюмовой.

Иностранный язык.Обучение ведётся по программе и учебным пособиям  для основного общего образования «Enjoy English» Биболетовой М. 3 (5-7 классы), В.П. Кузовлева (8-9 классы). В соответствии с личностно-ориентированной парадигмой образования федеральный компонент стандарта по иностранному языку для всех ступеней обучения нацелен на комплексную реализацию личностно ориентированного, деятельностного,  коммуникативно-когнитивного и социокультурного  подходов  к обучению иностранным языкам, которые реализуются в процессе обучения по курсу "EnjoyEnglish" в 5-9-х классах

Математика.

Цели обучения математике определяются только данной дисциплины в развитии общества в целом и в формировании личности каждого отдельного человека. Приоритетным направлением по-прежнему остается практическая направленность в преподавании предмета. В настоящее время в школе преподавание ведется по  учебным комплексам  под редакцией Н.Я. Виленкина; Макарычева Ю.Н. (алгебра) и Л.С.Атанасяна (геометрия).

Информатика и ИКТ.Информатика и информационно—коммуникационные технологии  (ИКТ).Данный предмет рассматривается как технологическая основа освоения профильных курсов и должен быть ориентирован на запросы каждого конкретного профиля.  Программа «Информатика и ИКТ», автор  Н.Д. Угринович, УМК, автор Н.Д. Угринович.

История.Программы общеобразовательных учреждений, соответствуют обязательному минимуму содержания основного общего и среднего (полного) общего образования и стандартам. Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации. Авторы: А.А. Данилов, Л.Г.Косулина.

    УМК «История России» 8,9 класс; А.А. Данилов,Л.Г.Косулина. «Новейшая история зарубежных стран. 1914-1997г.»; «История Воронежского края» В.И. Панова.

Обществознание.Курс на данной образовательной ступени интегрирует социологические, экономические, политические, правовые, этические, социально-психологические знания в целостную, педагогически обоснованную систему. Государственная программа по обществознанию, автор Л.Н. Боголюбов. Преподавание ведется по учебникамЛ.Н.Боголюбова.

География.Примерная программа основного общего образования по географии,2003 г.,

     6-9 класс.Учебник Т.Г.Герасимова, Н.П. Некмосова, Начальный курс географии – 6, М., Дрофа,2006

Физика.

         Программа курса физики в 8, 9 классах  традиционно особое внимание уделяется прикладной направленности преподавания. На данном этапе происходит ознакомление с более широким кругом технологических приложений, ведущее место в образовательном процессе занимает решение задач повышенной сложности, выполнение творческих и учебно-поисковых заданий, в основе которых лежит самостоятельное применение полученных знаний. Преподавание физики в 7-9 классах ведется по учебникам под редакцией              А.В.       Перышкина.

Природоведение. 

  Курс природоведения в 5 классе продолжает аналогичный курс начальной школы, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук. Он также завершает изучение природы в рамках единого интегрированного предмета, поэтому в содержании курса большое внимание уделено раскрытию способов и истории познания природы человеком, представлены основные естественные науки, выделена специфическая роль каждой из них в исследовании окружающего мира, в жизни человека.Природоведение 5 кл.: учеб.для общеобразоват.учрежд./А.А.Плешаков,Н.И. Сонин-М.:Дрофа, 2009

Физика. 

 Особенностью предмета «физика» в учебном плане образовательной школы является и тот факт, что овладение основными физическими понятиями и законами на базовом уровне стало необходимым практически каждому человеку в современной жизни.

   Перышкин А.В. Физика 7, 8 классы, Москва «Дрофа», 2010

Химия.

Базовый компонент химического образования обязателен для учащихся всех уровней. На этой ступени изучаются проблемы химической эволюции вещества, экологические проблемы, рассматриваются вопросы связи химии с другими предметами естественного цикла. Значительное место отводится темам, где речь идет о применении веществ и материалов в быту. Преподавание ведется по традиционным программам и учебникам под редакцией                Габриелян О.С.

Биология.  

   Базовое биологическое образование обеспечивает высокую биологическую  грамотность. Программа по предмету предусматривает не только изучение вопросов теории, но и прикладных основ общей биологии. Государственная программа по биологии, автор Пасечник В.В.; учебник «Биология. Бактерии. Грибы. Растения». Автор – Пасечник В.В.

Искусство (музыка и ИЗО).Программа «Искусство» Т.В. Себар, И.Ю. Ерина, Г.И. Козырева, Б.Р. Лившиц. ВОИПКи ПРО 8-9 класс, 2007 год.                  

Искусство (музыка).Цель предмета заключается в духовно – нравственном воспитании школьников через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармонического формирования личности.Т.И. Науменко, В.В. Алеев. 5, 6, 7  классы. Москва «Просвещение» 2007

Искусство (ИЗО). Введен с целью развития целостного эстетического восприятия природы и окружающей жизни, с целью формирования навыков посильного создания художественного образа природы и человека в собственном изобразительном и декоративно-прикладном творчестве.Изобразительное искусство. 5, 6, 7 классы /С.Б.Дроздова.Волгоград 2009

Технология.Примерная программа основного общего образования по технологии – 2004. УМК Симоненко Д.И. (учебник, методическое пособие, рабочая тетрадь)

Основы безопасности жизнедеятельности.Программа под общей редакцией А.Т. Смирнова, 3-е издание; М., Просвещение, 2008 г.Учебник: А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников, 5-9 класс; М., Просвещение,2007 г.

Физическая культура.Программа по физической культуре под редакцией Виленского М.Я., В.И.Ляха.Содержание данной рабочей программы при трёх учебных занятиях в неделю  основного общего и среднего (полного) образования по физической культуре направлено в первую очередь на выполнение федерального компонента государственного стандарта образования по физической культуре и, соответственно, на выполнение базовой части комплексной программы по физической культуре.

Культура общения.Введен с целью обеспечения  преемственности в развитии устной речи и коммуникативной деятельности.Программа «Культура общения.1-11 классы», автор Стернин И.А., Воронеж,2009 год.

Мировая художественная культура.Предмет введен в целях всестороннего развития детей и приобщения их к ценностям мировой художественной культуры.Программа для 6 класса – автор А.В. Копылова; для 8 класса – Л.А. Рапацкая.

Электив-9.Введены для удовлетворения познавательных интересов обучающихся в различных сферах человеческой деятельности.

Биология:

«Путешествие с комнатными растениями»    «Химический вестник красоты»;                          «Будьте здоровы!»

Химия:

«Химические элементы и живые организмы» «Решение задач повышенной сложности»

Профориентационный и информационный  курсы.

Введены в целях  обеспечения информированности учащихся о наиболее востребованных профессиях и подготовки к выбору своей будущей профессии.

Педагогические технологии.

Для организации образовательного процесса наряду с традиционными методами обучения используются:  

·         личностно-ориетированное обучение;

·         диалоговые, дискуссионные формы обучения;

·         интерактивные обучающие технологии (работа в группах постоянного и переменного состава);

·         информационно - коммуникационные   технологии;

·         технология разноуровневого обучения;

·         технология учебного проектирования (метод проектов);

·         организация и проведение научно-практических конференций.

 

Общей особенностью используемых технологий обучения является ориентация на развитие:

·         самостоятельности мышления;

·         исследовательских умений в практико-ориентированной деятельности;

·         умения аргументировать свою позицию;

·         умения публично представлять результаты самостоятельно выполненных творческих работ;

·         потребности в самообразовании.

Формы контроля и учета достижений учащихся.

Ведущими формами контроля и учета достижений учащихся в процессе реализации образовательной программы помимо традиционных форм, предусмотренных учебными программами, являются:

·         регулярное срезовое тестирование;

·         проверка усвоения крупных тематических блоков и сквозных тем в

·         форме деловых игр, семинаров, уроков-погружений;

·         проведение школьных туров предметных олимпиад, участие в районных и областных конкурсах научных и творческих работ учащихся;

·         подведение итогов участия учащихся в спортивных соревнованиях и

·         досугово-познавательных мероприятиях;

·         выставки творческих работ учащихся.

 

Учет достижений учащихся осуществляется классными руководителями, заместителями директора школы по учебной и воспитательной работе. Результаты личностных достижений учащихся регулярно обсуждаются на классных собраниях, заседаниях Педагогического Совета, доводятся до сведения родителей на родительских собраниях, отражаются на специально отведенных стендах.

 

Модель выпускника.

 

·         Выпускник нашего образовательного учреждения - это человек, который:

·         освоил уровень основного общего образования (т.е. освоил все образовательные программы по предметам школьного учебного плана);

·         овладел основами компьютерной грамотности;

·         знает свои гражданские права и умеет их реализовывать, уважает свое и чужое достоинство, собственный труд и труд других людей;

·         готов к формам и методам обучения, применяемым в учреждениях профессионального образования;

·         умеет осмысленно и ответственно осуществлять выбор собственных действий, контролировать и анализировать их, обладает чувством социальной ответственности;

·         способен к жизненному самоопределению и самореализации, может быстро адаптироваться к различного рода изменениям;

·         ведет здоровый образ жизни.

 Ведущие общеучебные умения, сформированные в процессе   освоения образовательной программы.

 

Познавательная деятельность:

·         самостоятельное применение технологий проектирования, исследования, прогнозирования, экспертизы;

·         самостоятельное изучение тематического содержания на основе технологий проектирования, исследования, прогнозирования, экспертизы;

·         навыки применения методов и технологий научно-теоретической деятельности к решению теоретических вопросов;

·         освоение методов анализа и развития научных теорий;

·         самостоятельный поиск и исследование прикладных и научных проблем в различных профессиональных сферах.

Информационно-коммуникативная деятельность:

·         поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа;

·         извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текс, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.), отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);

·         перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текс и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;

·         умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного);

·         объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах;

·         выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

·         свободная работа с текстами художественного, публицистического и официально-делового стилей, понимание их специфики;

·         адекватное восприятие языка средств массовой информации;

·         владение навыками редактирования текста, создания собственного текста;

·         использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентация результатов познавательной и практической деятельности;

·         владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).

 

Рефлексивная деятельность:

 

·         объективное оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности;

·         учет мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке;

·         умение соотносить приложенные усилия с полученными результатами своей деятельности;

·         владение навыками организации и участия в коллективной деятельности: постановка общей цели и определение средств ее достижения, конструктивное восприятие иных мнений и идей, учет индивидуальности партнеров по деятельности, объективное определение своего вклада в общий результат;

·         оценивание и корректировка своего поведения в окружающей среде, выполнение в практической деятельности и в повседневной жизни экологических требований;

·         осознание своей национальной, социальной, конфессиональной принадлежности;

·         определение собственного отношения к явлениям современной жизни;

·         умение отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои мировоззренческие взгляды;

·         осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

 
Голосование
Вы удовлетворены работой школы?
 
Вход на сайт



Телефоны "горячей линии": 8(473) 260-67-22 Департамент образования, науки и молодежной политики ВО, 6-25-43, 6-25-88, 6-16-00 Отдел по образованию БГО, 6-22-00 телефон доверия, 6-01-49 телефон дежурной части , 6-23-23 телефон Борисоглебской межрайонной прокуратуры, 6-30-11 отдел МВД России по г. Борисоглебску, 6-09-75 отдел ФСБ по г. Борисоглебску.
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Карта сайта